НАШЕ ДЕЛО

газета люберецкого района

ЗАБЫТЫМ МАРШРУТОМ

6_0Конка – или как ее называли, конно-железная дорога, – существовала в больших городах России с 1860-х годов. В начале прошлого века она служила основным связующим звеном Северной стороны Малаховки.

Северная сторона Малаховки первоначально принадлежала купцу Малахову, владельцу сукновальни, а затем богатому жилинскому крестьянину Шорину. Со временем он разорился и продал землю коллежскому секретарю Алексею Дорофеевичу Соколову.

Малаховка в конце 19­го, начале 20­го столетия условно подразделялась на отдельные части, которые имели свои определенные названия: «Малаховка», «Малаховка­Соколово», «Новая Малаховка», «Касимовка», «Плоховое первое и второе», «Моховое», «Змиево», «Красково» (район ул. Сакко и Ванцетти, «Февральская», «Новый проспект», «Красковский обрыв»).

6_1

Дачные постройки господ Соколовых тянулись от станции «Малаховка» до реки Македонка, где начинались владения графа Чудакова в Удельной. Жителям отдаленных дач приходилось с трудом добираться до жилья. В связи с этим у Соколовых возникла идея построить конно­железную дорогу.

И вот, в 1899 году на заседании Правления Общества Московско­Казанской железной дороги было рассмотрено «Дело о сооружении подъездного конно­железнодорожного пути общего пользования к платформе «Малаховка».

Предполагалось, что конная железная дорога будет эксплуатироваться в течение летнего дачного сезона с 1 мая по
1 сентября. Тариф на протяжении линии в 5 копеек, а на половину пути в 3 копейки.
В документах были перечислены варианты заводов, которым Общество намеревалось заказать вагоны для конки.
В результате конкурса победил Коломенский завод.

Что же собой представляла «конка»? Для несведущих поясним. Конка ­ транспорт гужевой. Состав из двух вагончиков, иногда двухэтажных, усилиями двух лошадей, запряженных цугом, двигался по чугунным рельсам.
В конкретных случаях хватало одного вагончика и одной лошади. Вагончик, похожий на трамвайный, был рассчитан на 15­20 мест. Управлял экипажем мальчик­возница. Конка имела расписание и ходила регулярно ­ один раз в час. Двигалась она очень медленно примерно 7­8 км/ч. Пассажиры шутили: «Конка, конка, догони цыпленка». Стоянка этого вида транспорта существовала на месте мастерской «Все из металла», а рядом, в мастерской известного велогонщика А.Похильского, ремонтировали автомобили и выдавали велосипеды напрокат.

6_2

Маршрут конки начинался от «сенного» рынка, занимавшего площадь на перекрестке улиц за переездом. Местность была сельскохозяйственная, вот крестьяне и торговали сеном и всякой домашней снедью. Весь товар охотно раскупался по «снисходительным» ценам. На  рыночной площади располагалась чайная и торговля бакалейными товарами г­на Светошева. Позже это здание занимал магазин ПОСПО.

Площадь была вымощена булыжником, как и дорога на «Касимовку» (до Егорьевского шоссе). Справа по движению конки стояло двухэтажное строение, принадлежавшее купцу Гордееву. На первом этаже помещалась пекарня и лавка, где торговали выпечкой. Апартаменты на втором этаже занимала семья хозяина. До недавнего времени в этом доме был Поссовет, а сейчас возвышается сооружение из стекла и бетона.

В начале улицы Тургенева конка поворачивала в сторону Летнего Сада, минуя магазин «Венец», построенный на месте детской поликлиники, где некогда священнодействовал всеми уважаемый врач Гавриил Константинович Константинов. Здесь конка огибала Летний Сад по улице Театральная.

В Саду находилось величественное здание Летнего театра, построенного в 1911 году П.А.Соколовым по проекту архитектора Л.Даукши. На его сцене выступали прославленные театральные коллективы и звучали голоса знаменитых певцов: Шаляпина, Собинова, Неждановой… В октябре 1999 года пожар уничтожил этот замечательный памятник культуры. А теперь на месте пепелища площадка­подиум. В Саду к услугам дачников были ресторан, аттракционы, устраивались балы. В наши дни ­ другие развлечения, сообразно с духом времени.

Дальше рельсы конки пролегали по прямой широкой улице Петропавловская, ныне Советская. Это дорога к Храму св. Петра и Павла, сохранившего первоначальную архитектуру. Вот что писал «Московский листок» 16 июня 1902 года: «Вчера в дачной местности Малаховка по Московско­Казанской дороге была совершена при торжественной обстановке закладка вновь сооружаемого на земле Соколовых Храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм этот сооружается на средства, пожертвованные Соколовыми и другими дачевладельцами и благотворителями…».

К сожалению, Храм постигла та же участь, что и многие другие обители в нашей стране. Службы в нем прекратились, и осенью 1939 года прихожане и воспитанники детского дома наблюдали как сбрасывали на землю колокола. А в помещении Храма обосновалась в 40­е годы артель, вырабатывающая женские фильдеперсовые чулки. Затем, вплоть до 70­х годов, здесь помещалась фабрика «Спецодежда», позже ­ мебельная фабрика. Сейчас  Храм восстановлен в первозданном виде, и в нем регулярно проходят службы.

На перекрестке улиц Советская и Луначарского стоит старинный двухэтажный дом с колоннами. Коренная жительница Малаховки Т.Е.Жесько в свое время утверждала, что в этом здании был театр (видимо, любительский). Рядом находилась, по воспоминаниям старожилов, конюшня архитектора Румянцева, благополучно перестроенная в начальную школу №4, а потом в частное владение.

А конка движется все дальше мимо дач с палисадниками и красивыми калитками, украшенными резьбой. Улица Советская плавно перетекает в улицу Ленина
(в прошлом Первый конный проезд). В конце этой улицы конка делала разворот,
а утомленные путники могли отдохнуть в дачном ресторанчике. Говорят, обслуживание в нем было чрезвычайно обходительное. Да и вид на речку Македонку радовал взор. По ее водной глади будто бы скользили в те годы лодки под парусами до самой Пехорки. Отсюда конка по Второму конному проезду (ул.Щепкина), свернув на Советскую, возвращалась к исходному пункту нашего путешествия.

Уходит в прошлое «деревянная» Малаховка, как и ушла из нашей памяти конно­железная дорога или попросту «конка». Но, как говорится: «Не будем грустить, что это ушло, улыбнемся, что это было!».

Светлана Коновалова

Реклама

Single Post Navigation

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: